Когда же полноценно заработает Центр предоставления административных услуг?
Центр открывали красиво
26 сентября нынешнего года в торжественной обстановке в здании, которое ранее занимала Черниговская торгово-промышленная палата (Экспоцентр), открылся Центр предоставления административных услуг. За несколько месяцев до этого в здании началась перепланировка и ремонт. По официальным данным, на него пошло 978 248 грн. бюджетных средств.
В день открытия было все красиво: за каждым рабочим местом – по специалисту. Компьютерная техника, программное обеспечение, торжественные речи, аплодисменты. Правда, вышла небольшая заминка, когда народный депутат Украины Владимир Рыбак начал допытываться у руководителя Центра Николая Овсяника, сколько времени понадобится человеку на открытие предприятия…
Но в целом, все было хорошо. Руководитель Центра Николай Овсяник похвастался, что сейчас идет разработка уникального для Украины программного обеспечения по электронному документообороту. Рассказал о том, что для каждой админуслуги уже разработан пакет документов. Всего предусматривалось предоставление 100 услуг.
– У Центрі адміністративних послуг Чернігівської міської ради громадяни, підприємці та суб’єкти господарювання зможуть здійснити всі реєстраційні процедури та оформити документи дозвільного характеру, подати будь-які заяви, скарги й пропозиції, одержати на них належні відповіді, – сообщал сайт Черниговского городского совета.
То есть, Центр должен предоставлять административные услуги (полный их перечень можно найти на сайте Черниговского городского совета), список которых, правда, был обнародован только 6 ноября 2012 года. Кроме этого, там же должны были работать Разрешительный центр, Регистрационная палата, отдел по обращениям граждан и социальным вопросам.
Прошло три месяца. Сколько наработали?
26 ноября со дня открытия Центра исполняется три месяца. Редакция «Города» решила приурочить статью о Центре к торжественной дате. Мы хотели узнать, как работает Центр по предоставлению админуслуг, насколько полезным он стал для жителей нашего города и области. К сожалению, журналистов, посетивших Центр, ждало разочарование…
Движения посетителей в Центре не было. То есть, их не было вообще! Мы не заметили никого, кроме десятка чиновников, которые сидели на своих рабочих местах, и, как показалось со стороны, просто скучали. Встретиться с начальником управления административных услуг Николаем Овсяником, который одновременно руководил Центром, не получилось. Сотрудники сказали, что его сегодня не будет. Причин не объяснили, но мы подумали: «пятница…»
Встретиться с Николаем Овсяником нам удалось только в четвертое наше посещение, и то, после того, как связались с заместителем мэра Александром Буцко, курирующим работу Центра. Кстати, и разрешение на фотосьемку в Центре мы получили только после команды от Александра Буцко. До этого сотрудники Центра (в том числе и охранник) были против таких действий, несмотря на то, что Центр – коммунальная собственность.
Три дня ожиданий начальника показали, что активной работы в Центре нет. За час приходило 3-4 человека. Правда, сотрудники Центра утверждали, что иногда за день к ним обращается до 80-ти человек. Наверное, мы не в те дни заходили…
Кроме обещанного спектра услуг посетители могли получить только услуги разрешительной системы, которая и до открытия Центра с таким же успехом работала на улице Коцюбинского. По сложившемуся у нас впечатлению, более 600 м кв. площадей простаивали впустую. Если на огромной площади первого этажа еще был десяток сотрудников, то второй этаж вообще пустовал.
Знакомясь с Центром, мы обратили внимание на обилие видеокамер, установленных в помещениях и по периметру здания. Конечно, видеоконтроль за чиновниками – это хорошо. Но согласно нормам и законам о том, что в здании и вокруг него ведется видеонаблюдение, все должны быть проинформированы (скрытая видеосъёмка согласно законодательству Украины – запрещена). Тем не менее, ни на входе в здание, ни в самом здании мы не увидели таблички о том, что «Ведется видеонаблюдение»…
Когда же заработает Центр по предоставлению административных услуг?
– Когда же заработает Центр по предоставлению административных услуг? – поинтересовались мы у начальника управления административных услуг Николая Овсяника.
– Центр предоставления административных услуг в режиме работы разрешительного центра открыт с 26 сентября этого года. Предоставление административных услуг начнется с нового года, после того, как мы проведем все платежи. К сожалению, ситуация сложилась так, что все работы, которые мы провели за три месяца, до сих пор не оплачены. Все, как говорится, сделано «на доверии»…
– Получается, что Центр до сих пор не введен в эксплуатацию?
– Что касается переоборудования помещений, то оно проведено. Но Центр запущен только в режиме предоставления разрешительных процедур. То есть, работает в сокращенном режиме. Разрешительные процедуры – это составляющая админуслуг. То есть, как был раньше разрешительный центр на Коцюбинского, в таком режиме он здесь и работает. Для того, чтобы Центр заработал в полном режиме, нам нужно закончить программный продукт. Исполком выносил этот вопрос на тендер, киевская фирма его выиграла, и теперь будет делать нам программу электронного документооборота, чтобы сюда с бумажками не ходили.
– А чем же тогда сейчас занимаются сотрудники Центра?
– Сейчас мы готовим весь пакет документов на 96 услуг, которые у нас будут. Чтобы человеку было понятно, как заполнять документы. Потому что у нас еще никто не знает, сколько нужно документов, чтобы получить ту или иную услугу. Закон про административные услуги определил, что в полном режиме Центры должны работать с 2014 года. (На наш взгляд, это – вольная трактовка Закона «Об административных услугах», который гласит, что «деятельность центров, созданных до вступления в силу этого Закона, а также образованных в период до принятия нормативно-правовых актов КМУ, необходимых для организации деятельности ЦПАУ в соответствии с настоящим Законом, должна быть приведена органами, которые их образовали, в соответствие с требованиями, предусмотренными настоящим Законом, до 1 января 2014 года. О том, что Центры не должны работать, мы в законе не нашли ни слова – авт.). Мы, как говорится, прокладываем тропу. И непонимание идет от административных органов, которые не хотят отдавать свои полномочия.
– А что, кто-то должен передать вам свои полномочия?
– А как же! Если человек не будет ходить по инстанциям и общаться с чиновниками, то это разве не полномочия? Теперь ни санстанция, ни экологи, ни архитектура не смогут «футболить» человека. И если они отказывают, то будет четко записан пункт и статья, по которым это произошло. На предоставление услуги будет отводиться четко определенный срок.
– Хорошо, давайте как-то рассмотрим работу Центра на конкретных примерах. Нам, например, нужно открыть предприятие. Какие документы мы должны предоставить в Центр?
– Открытие предприятий осуществляет Регистрационная палата. Она будет у нас только после нового года. Пока эту услугу мы не предоставляем, ее получают напрямую в Регистрационной палате. Мы технически к этому не готовы. Нет техники, нет программного продукта. Нужен сервер, защита информации. Не может быть так: сегодня открылись и сразу работаем!
– Получается, прошло три месяца, а Центр предоставления административных услуг так и не работает?
– Нет, я повторю, Центр работает в режиме разрешительного центра. Все услуги мы начнем предоставлять только с нового года. Нужен программный продукт.
– У вас огромное помещение, навскидку, более 600 м кв., а это – огромные затраты по его содержанию и отоплению. И получается, что себестоимость работы того десятка сотрудников разрешительного центра – просто огромна! Мы наблюдали за работой Центра на протяжении трех дней. За час на прием приходит максимум 3-4 человека.
– На сегодняшний день оно так и есть. Но что будет, когда сюда с нового года перейдет отдел по обращениям граждан Черниговского городского совета, Регистрационная палата, привлечем налоговую инспекцию и будем здесь собирать отчеты? Мы работаем на перспективу. Через год, когда мы заработаем, у нас по расчетам ежедневно должно быть минимум 300 человек! Мы не сможем тут работать. Людей затолкнуть, чтобы они падали в обморок? Мы поставили мягкую мебель, сделаны туалеты для инвалидов, отделение банка сделали и через две недели оно заработает. И это при том, что деньги казначейство не оплачивает.
После сказанного
Центр «предоставления» административных услуг мы покидали с чувством глубокого разочарования. Мы не могли бы даже представить, что какой-либо бизнесмен, вложив миллион(!) гривен в создание предприятия, наняв штат сотрудников, оплачивая коммунальные услуги (30 тыс. грн. в месяц) не начал бы работать на «полную катушку» через три месяца после открытия! Почему же бюджетные деньги можно расходовать столь бездарно и расточительно?
На предстоящей 30 ноября 2012 года сессии Черниговского городского совета под №11 будет вопрос «Про затвердження Положення про Центр надання адміністративних послуг м. Чернігова». Что изменит решение, принятое депутатами, и как оно повлияет на активность Центра, мы даже боимся предположить…
Дмитрий Глебов
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.